• Ксения Лапшова

    Опубликовано в 10:53 am, 04 Сентября 2014


    9.jpg

    Почему ты вообще решила шить сумки? С чего вдруг?

    Совсем не «вдруг». Я всегда шила. Я занималась этим все детство, как и многие люди из этой индустрии. Я жила в провинциальном городе и ты знаешь эту историю из девяностых: завезли три куртки и два варианта брюк и все эти куртки-брюки носят. Моя мама ездила за границу, привозила мне «бурду» на немецком. Я ничего не понимала, но переводила выкройки и пыталась что-то шить, хотелось как-то отличаться, носить что-то красивое. И отсюда, кстати, было некоторое недоверие к этой специальности — в советское время ведь шили все, что в этом особенного? И это вроде как не профессия.

    3.jpg

    Что ты имеешь в виду?

    Ну вот наши родители, например, считали, что все умеют шить, и этим не заработаешь. Иди работать менеджером или бухгалтером — это да, надежно! Я не сразу осознала свое призвание. Училась в университете на политолога, потому что любила историю. Вообще это много дало, мы ведь изучали философию, обществознание, понятие системы — с точки зрения развития как личности это очень полезно. Не советую, конечно, никому тратить на это пять лет, но я не могу сказать, что эти годы прошли зря. Я думаю, что если бы я училась дизайну в России, то они бы прошли с меньшей пользой. У меня много друзей-дизайнеров учились по своей специальности, и это, к сожалению, мало что им дало.

    2.jpg

    Это отзывы друзей или твои собственные ощущения?

    Это и моя личная позиция, я тоже с этим столкнулась. Либо люди прямо говорят, что их ничему не учили, либо говорят, что учили многому, но они ничего не умеют — по факту эти люди могут только рисовать. Понимаешь, у нас учат художников. Наши будущие дизайнеры совершенно не знают технических аспектов. Не обязательно шить с утра до ночи, но инженерное применение своих рисунков необходимо: ты должен нарисовать проект, схему своего изделия. А если это, например, «Муха», то эскиз, если бы ты видела - это такая абстракция! И когда ты задаешь вопрос из серии «у тебя тут рукав-реглан, одношовный, втачной?» — ты получаешь ответ «не знаю, как получится...» - это удручает!

    31.jpg

    То есть ты считаешь, что образование немного оторвано от реальности?

    Немного — это мягко сказано! Более того, российский дизайн не нацелен на коммерческую историю. Тебя не учат продавать. Ты художник, творец! Когда я пришла в один из ВУЗов, посмотреть, что мне может быть там полезно, я была в шоке. Шьют они ой как мало...Они классно рисуют, но если бы они еще умели отшить все это! В Европе, конечно, в восторг приводят художественные навыки наших молодых дизайнеров. Но я повторяю: дизайнер — это не художник. Техническую сторону важно знать и развивать! Конечно, идеальных условий нет нигде, даже в Италии. Но европейская индустрия конечно развита лучше, с точки зрения материалов, фурнитуры... 

    18.jpg

    А какого образования тебе не хватает? Что бы тебе помогло?

    Наверное я бы училась какой-то коммерческой истории, изучала бы организационные вопросы, мне этих знаний не хватает, через собственные шишки все приходит. Связь с фотографами, съемки, - у нас же это же все самодеятельность. Мне бы хотелось структурированной и применимой на практике информации: как построить портфолио, как наладить продажи и производство, насколько это вообще необходимо на рынке, технические аспекты, развитие бренда. 

    24.jpg

    Как ты учишься? Не все же сразу пришло в твою светлую голову. Где ты берешь информацию?

    Мне кажется, есть такой расклад: дано/не дано) Когда ты работаешь с кожей — это работа с материалом. Многие рисуют эскизы, но по факту можешь не найти нужную кожу. Вопрос не в цвете и фактуре. Есть люди, которые абсолютно не осознают свойства материала и страдает качество. Можно неверно сшить, потому что нет понимания материала. Нужно чутье. Это нарабатывается опытом. Ну и общение с профессионалами — это дает очень много. Давай вернемся к тому, когда ты решила, что это можно делать не только для себя.

    Когда ты поняла, что ты хочешь делать из этого бизнес?

    Одна знакомая позвала работать в ателье. Потом в доме мод. Я осознала, что я могу этим заниматься, меня это абсолютно не раздражает, я это люблю. И я начала задумываться об этом. Сначала у меня были планы заниматься одеждой. Но когда я начала, увидела, что это неподъемно. Наши дизайнеры, которые занимаются street wear - футболочки и свитшотики — это одно, с этим проще. Есть же совсем другая история, которая требует выверенных лекал, четкой размерной линейки..Я поняла, что здесь нужны огромные вложения, которые отобьются не очень скоро. И не будем забывать, что я была замужем, ждала ребенка. Мысль об одежде я отложила в долгий ящик, но у меня была закуплена кожа, я случайно нашла фермуары - хотела себе сделать сумку. Муж настаивал, что «вот деньги потрачены, ты уже займись этим, сшей уже что-нибудь!» Так вот, с грудным ребенком на руках я и сделала свою первую «мятную» коллекцию. А потом пошло-поехало... Но вообще, конечно, тогда это была еще самодеятельность, я шила все сама, делала ошибки, исследовала ситуацию. Первая настоящая коллекция случилась только в прошлом году. Многие этапы я до сих пор самостоятельно шью, по-другому никак. Но я поняла, что если самой шить, то это почти искусство (ты делаешь единичные экземпляры), это немного другое. К тому же тут важен вопрос коммуникаций. Люди часто не знают чего хотят, они не понимают, как будет выглядеть готовый продукт — и вникать во все это сложно. И мне, если честно, не хочется тратить на это время. 

    4.jpg

    Ты подумала, что лучше ты предложишь варианты и они будут продаваться?

    Да, многим нравился мой стиль, то, как я вижу вещи. Я решила, что проще и правильнее создать свою линейку и в рамках нее изменить цвет уже не так проблематично. Но модели должны быть мои, а не чтобы кто-то придумал и сказал мне, как он хочет. Некоторые люди, например, присылали мне фото «фурлы» с просьбой сделать такую же — а зачем оно мне? Пусть идут на апрашку, зачем заказывать индивидуально? Это не мои клиенты, однозначно.  

    33.jpg

    С момента как ты подумала об этом и как у тебя купили первую сумку — сколько времени прошло?

    По меркам дизайнера лучше, конечно, считать от выпуска первой коллекции. Сделала я ее к лету, и это страшно неудачный период, чтобы что-либо выпускать, летом никаких продаж нет, это факт. Подруга купила первый рюкзак ... Муж очень негодовал, постоянно говорил мне о том, что ничего не получится. Я начала думать, как действовать. Вышла на сотрудничество с топовыми блогерами и к осени эта коллекция уже разлетелась как пирожки!  

    20.jpg

    Есть же такое понятие ДНК марки, концепция бренда — у тебя она есть?

    Честно признаюсь, пока нет, я не могу сейчас это четко сформулировать. Потому что любой дизайнер развивается - ранние коллекции всегда сырые. Я точно знаю, что люблю работать с жесткой кожей.. Если же клатчи и фермуары — я за непрактичную красоту и даже роскошь! Я действительно запарена на качестве. Сколько я ни пыталась ввести бюджетную модель, ничего не получается — я уже смирилась с этим) Я не могу позволить себе некрасивый открытый срез кожи, это ужасно. Я люблю итальянскую фурнитуру, а это уже совсем небюджетная история, не масс-маркет! Я люблю, когда это не клатч из двух швов, а чтобы была какая-то идея, конструктивная особенность. Проще говоря, чтобы это была вещь, сделанная руками, которую носишь долго. Все эти сумки-торбы, которые сейчас так популярны — все это круто и наверное, нужно, но это не про меня. 

    30.jpg

    Кто те девушки, которые покупают твои сумки?

    Ну вот блогеры и девушки, помешанные на стиле — я на них почти не ориентируюсь. Они часто меняют сумки, не любят тратить деньги, часто хотят получить вещь в подарок... Это странно: даже если человек может себе позволить 10 сумок chanel, мой рюкзак она попросит со скидкой! У меня вот есть одна любимая клиентка - девушка из Краснодара. Она врач, и у нее моих сумок штук восемь - у нее есть каждая модель! Ей нравится, что у нее эксклюзив. Есть обеспеченные барышни из регионов — такие, которые не могут понять, какой цвет нравится, и заказали две) Есть возрастные истории, женщины любят ностальгировать по прекрасной эпохе — все эти замки-поцелуйчики) 

    32.jpg Очень разная публика. Единственное, это люди, как правило, работающие и с достатком. Что касается молодых, то они не любят платить деньги за начинающих дизайнеров, они пока это не ценят, к ним нужно пробиваться через рекомендации. Я не люблю себя тиражировать, но понимаю, что это важно: видеоблогер Лена Крыгина, редакторы модных журналов Мария Колосова, Оксана Он,— дарить им сумки imakebags - это способ продвижения, вопрос определенного статуса и признания. 22.jpg

    Вообще в этой индустрии каким образом люди двигаются от нуля к продажам? Какие есть способы?

    Все по-разному. Зависит от того, люкс у тебя или массовый продукт. Какими вложениями оперируешь. У нас ведь все хотят отбиться за полгода. В Европе же нормальная практика, когда средний период на продвижение около 3-х нет. В России, если дизайнер хочет заработать, он выпускает демократичную линейку. Если есть вкус, понимание красоты, свое видение— имеет смысл вкладываться во что-то серьезное. Но если при всем этом нет денег, ничего не получится. Например, ткани. Бесполезно хорошо шить, выдавать классные идеи и делать это из дешевых материалов. Если ткань плохая, она уже не может стоить дорого, и тогда вся вложенная в изделие работа бессмысленна, и люди это не купят.  

    IMG_1824.jpg

    Кстати, а расскажи, из чего складывается цена на подобные изделия. Как ты планируешь процесс и ценообразование?

    Что касается моих сумок, например, я произвожу и закупаю все в России, не имею дела с растаможкой. Вот есть бренды, которые заморочились доставкой тканей, и теперь очень зависят от этого: до Финляндии ткань идет 3 дня, а от Финляндии неизвестно...Когда я начинаю просчитывать, я беру во внимание время пошива, затраты швее и скорняку, фурнитуру. Вообще себестоимостью считается то, что ты отдаешь в магазин — то есть уже товар с накруткой. Но я называю себестоимостью чистую сумму затрат. Вот, например, вложила в сумку моих 500 рублей. Я должна их вернуть. Я должна заработать себе на хлеб — еще 500 рублей. И я должна развивать бизнес — чтобы сшить новые сумки. То есть получается, что себестоимость 1500 рублей. Чтобы сдать ее в магазин, учитывая все нюансы сотрудничества, ты должна поставить цену — 3000 рублей. 

    28.jpg И ты реально постоянно озадачен вопросом рентабельности — скачет евро, приходится отказываться от каких-то деталей: иногда один ремешок может очень подпортить картину и повлиять на конечную цену изделия! Или затраты на продвижение — те же сумки блогерам надо из чего-то сшить, заплатить за работу швее — все это затратная часть процесса. И ты сам себе пиарщик, продавец, smm-щик, швея, юрист. Вообще это плохо, когда ты сам продаешь свои сумки, тут столько проблем. Сложно эмоционально: бывают люди, которые выносят тебе мозг. Афобазолом тут не отделаешься, ты ведь понимаешь? Постоянно переживаешь по любому поводу. У меня, к примеру, цены уровня Zara — за эти деньги ты не купишь Donna Karan. Ты купишь только DKNY. А производятся эти вожделенные DKNY серийно в Китае, и у них все ломается точно также, как у демократичных марок. Только Донне Каран никто не предъявит. А ты всего лишь Ксюша Лапшова.... Вот и все. 10.jpg

    Тебя обижает это? Чувствуешь ли ты себя брендом, значимой структурой, а не просто «девочкой, которая на дому шьет»?

    Я на это не обижаюсь, я просто не сотрудничаю с теми, кто так думает. Хочешь купить сумку imakebags — покупай. Не хочешь - не надо. Это ручная работа, это труд, это вложения. Надо ценить ручную работу. 

    8.jpg

    А где, кстати, граница между хенд-мейдом и ручной работой? Это ведь разные вещи? Как ты это определила для себя?

    Есть такое понятие «индпошив». И когда человек имеет дело с индпошивом — тут уже есть качество, концепция, требования к выбору материалов, какие-то фирменные приемчики, ходы, которые его характеризуют. А хендмейд — это самоделкинская история: что под рукой было, из того и слепила, иногда очень даже качественно, не спорю. Тут должна быть история четко продуманная, какое-то понимание цели. 

    7.jpg

    У тебя, вероятно сформировалось свое представление о том, как должен быть организован этот бизнес?

    В идеале это инвестор. Вообще это тонкий вопрос. Вот если ты будешь на нефтяную вышку просить — тебе дадут денег! Когда ты женщина, инвестор - это твой муж, любовник. А мне нужен просто компаньон, который возьмет на себя часть задач. Человек, который занимается определенным объемом работы и мы вместе развиваем бренд, думая, конечно же и о прибыли. Хорошо, если у тебя есть четкий экономический план - как ты отобьешь затраты, какой-то анализ рынка. В идеале ты должен либо обладать этими знаниями (а это плохо сопоставимо с творческой историей), либо должен быть партнер, который обеспечит бренду это направление. Пока у меня такого нет, но это мне кажется правильным, я бы хотела действовать именно так.

    6.jpg

    Расскажи, что ты видишь вокруг, как действуют другие дизайнеры?

    У нас рентабелен только масс-маркет. Сумки, которые стоят две тысячи, простого кроя, с точки зрения дизайна и концепции, довольно убогие — это даже бессмысленно обсуждать, люди поставили себе цель быстро заработать. Но тут есть одна проблема: человек себя ограничивает этой нишей, он не может выйти из этой истории. Хочешь заработать денег — шей для бедных! Качественная работа не может стоить копейки. У меня есть цель зарабатывать и я иду к этому. Но специфика в том, что если строишь свой бренд, то нужна крупная сумма. Я не Ульяна Сергеенко, у меня пока нет таких возможностей. 

    5.jpg

    Какого уровня вложения нужны, чтобы этот бизнес работал?

    Полмиллиона минимум. Я купила бы пару машинок, усилила производство и смогла отшить большее количество. Тогда я смогу сотрудничать с магазинами, ведь здесь важен объем! Меня очень много спрашивают и хотят. Но есть проблема — когда они берут, они говорят: вы понимаете, что у вас очень маленькая накрутка, и у нас сумки будут стоить сильно дороже чем у вас? Что касается интернет-магазинов, я сотрудничала с одним. По факту я сама продаю себя быстрее, чем они. И чаще всего магазины хотят на реализацию — это проблема с логистикой! Если другие города, то там товар простаивает, а у тебя его хотят купить здесь. А возможный объем - он одинаковый, выше головы не прыгнешь.  

    34.jpg

    К чему ты стремишься, чего бы тебе хотелось?

    Конечно, свой магазин, во-первых. Во-вторых, снижать себестоимость. Сейчас у меня как раз болезнь роста — когда нет рук, и довериться некому. У нас все хотят денег, не обладая особыми навыками. Вопрос швей и вообще специалистов - больной. Если в Советском Союзе было хотя бы средне-специальное образование, и были люди, которые могли шить, то теперь у нас все дизайнеры и шить они совсем не умеют. Хороший скорняк, допустим, зарабатывает от 50 тысяч рублей в месяц, именно "от". Это даже не средний показатель. У меня как-то один ценный сотрудник вообще 100 тысяч попросил ))))И эта сумма ведь не с пустого места взялась — он столько зарабатывает, потому что он того стоит, таких специалистов очень мало! Им платят, потому что на них держится бизнес. 

    26.jpg Признайся, ты думаешь о работе с утра до вечера?

    Когда ты работаешь не на кого-то, а на себя, когда уверена, что это твое призвание, невозможно по-другому, в голове только это. Вот сейчас мне нужно вписаться в какую-то очень серьезную историю, нужно начинать действовать, искать деньги, кредитоваться. Люди смотрят мой инстаграм и говорят: ах, какая у тебя красивая жизнь, у тебя рюкзак стоит 14 тыс, ты только и делаешь, что посещаешь модные показы... И никого не волнует, что ты по ночам шьешь пыльники для сумок. Я этим живу, без этого никуда. 

    Ты бы сейчас что-то изменила? Видишь какие-то ошибки?

    А ничего не изменишь! Я бы сделала другие ошибки. Тут столько нюансов. Ну нашелся бы инвестор — были бы другие заморочки, кризис и все такое. Я пришла к тому, что сейчас важен партнер. Должен быть качественный тандем. Не просто человек, который дает деньги. Деньги не гарантируют ничего. Нужно грамотно организовать совместную работу и вместе идти к общим целям. 

    14.jpg

    Давай поговорим про поддержку семьи.

    Меня поддержала мама. Она дала денег на начальном этапе и сказала, что ничего не надо отдавать. Это безусловная вера. А с мужем так не вышло. 

    21.jpg

    Ты мне кажешься очень мужественным человеком, который точно знает, чего хочет. Но это знание несколько затрудняет личную жизнь, не так ли?

    Тут дело в другом. Когда женщина находит что-то и начинает заниматься этим, а мужчина не может найти себе место, начинаются проблемы. Это всегда мешает личной жизни. Потому что в России все устроено так: женщина, знай свое место! Мне даже на площадке детской говорят: вот у тебя муж такой молодец, столько времени проводит с ребенком! А я не понимаю, в чем проблема — он же отец! То, что первые 2 года после рождения Севы я была круглосуточно с ребенком — это норма. А если мужчина сходил пару раз с сыном в поликлинику — он уже герой.

    12.jpg

    А многие женщины ведь жертвуют чем-то, «уступают» мужчине?

    И все мы знаем чем это заканчивается: «я на тебя лучшие годы потратила!!!» Наша жизнь — сплошной стресс. И когда ты затеваешь собственный бизнес — это стресс для всей семьи. Хочешь гармонии — живи в лесу! Мирное сосуществование возможно, когда мужчина реализован, когда у него есть какое-то дело, увлеченность. Я считаю, что далеко не все мамы, которые сидят дома, дают ребенку нужное внимание. Можно ведь сидеть «Вконтакте» - но дома, не придерешься! А вот нереализованные амбиции — это ужасно. Ребенку нужен ориентир, им нужен пример родителей, уверенных в себе, которые занимаются любимым делом. Которые не приходят с работы и говорят: «моя работа - такой отстой, дожить бы до отпуска!» 

    16.jpg Вообще я не верю во все эти «идеальные семьи», которые никогда не ссорятся. И все эти «самые лучшие жены» - ты никогда не знаешь, что за дверью. Наверное, это то, что называют женской хитростью. У меня ее напрочь нет. Я из-за этого ужасно страдаю... «Ой, пупсик, не могу сама дверь открыть» - у меня нет этой «прошаренности», когда ты корчишь из себя дурочку, чтобы что-то получить. Я тебе больше скажу: мне с моральной стороны это неприятно. Я за честность — когда оба понимают, что они друг от друга хотят и проговаривают это. Мой бывший муж — прекрасный человек, мы просто не состыковались. Он никогда не признает то, что у меня есть сфера жизни, которая его не касается. Часть жизни, в которой ни он, ни ребенок не участвует.. Это другая картинка семьи и тут ничего не поделаешь. Я рада, что он есть у Севы - он идеальный отец! Он очень переключился на ребенка, он зациклен на Cевастьяне, растворился в нем, он себя реализовывает через воспитание сына — сложно этого же требовать от меня. 19.jpg

    Развод всегда травматичная история. Вы делили ребенка?

    Сева сейчас живет с отцом. Илья - отчаянный папа и все мы знаем, как дерутся отчаянные мамы и папы за детей. У Севы есть все условия: отличная квартира, своя комната, хороший район, прекрасный садик и пока ему действительно лучше жить с папой — это факт! Я поселилась рядом, а дальше будем смотреть и договариваться. Это, конечно, трудно, я очень скучаю. Но с другой стороны палить горячку из-за своей обиды — страдать будет только ребенок. По меркам современных людей, мы странные: когда мы развелись, все удивлялись, что мы спокойно разговариваем) Я даже думаю, что настолько, настолько мы смогли сохранить коммуникацию, наверное не всем в полной семье можно этим похвастаться. Я рада этому. И думаю, у нас все получится. 

    23.jpg

    Что ты планируешь делать? Как будешь двигаться дальше?

    У меня было выделено лето на разные изменения, но в силу моего эмоционального состояния я не смогла реализовать эти планы полностью. В январе я сделала ребрендинг, разработала именной шрифт, изменила формат написания. Я запустила сайт, разобралась с платежными системами. У меня есть планы насчет мастерской. Сейчас я анализирую рынок, консультируюсь по поводу экономических вопросов и... продолжаю шить сумки. А вообще я хочу расширяться, это будут не только сумки, и уже есть кое-какие варианты. Весной я всегда тестирую новые модели, - в этот раз были клатчи, их расхватали вмиг, я поняла, что на верном пути! Осенью я их запущу в производство. Вобщем, решаю всяческие технологические вопросы. Например, есть мысль о том, чтобы уменьшить рюкзак. Есть проблемы, потому что кожи совсем чуть-чуть меньше, а работы не убавляется. Сейчас работаю над этим — все эти нюансы я продумываю на «каникулах». 

    25.jpg

    Я всегда стараюсь узнать у тех, с кем беседую, что-то полезное, какой-то совет. Расскажи мне, как правильно выбрать сумку?

    Во-первых, надо определиться с целью. Русские женщины очень любят огромные баулы, которые я терпеть не могу! Я за то, чтобы носить 2 сумки: папка-клатч формата А4 и сумочку через плечо — это и красивее, и более практично, чем таскать торбу на одном плече! Нет такого табу: «у меня есть туфельки и надо к ним сумку» Это бред! Вы просто определяетесь с тем, что вам идет — пыльные или яркие цвета, для каких случаев, как часто планируете носить, в каких условиях. И смотрите, как сочетаются. Универсального черного нет — забудьте про это слово! Определились с цветом — смотрите на качество фурнитуры — дешевая фурнитура сводит на нет все усилия. Важны пропорции: крупной женщине не очень идут маленькие сумочки, миниатюрной не стоит нагружать себя огромными. 

    IMG_1815.jpg

    Мягкая кожа и рюкзак — понятия не сопоставимые, выйдет из строя очень быстро. Если носите много ключей — нужна подкладка и кармашки! Визуально оцените качество кожи. Если у вас сложности с аккуратностью, не нужно выбирать нубук и замшу! В химчистку сумку с фурнитурой не принимают, поэтому 10 раз подумайте. Ни одна сумка не подлежит гарантийному ремонту, если она попала под дождь — это правда. Любая кожа мнется. Если не любите заломы, не следует брать модели из мягкой кожи. Или очень жесткие, не продублированные — будет ужасно! А вообще я считаю, что слишком ушли мы в практичность и повседневность! Нужно быть легче, изящнее. Идешь гулять — зачем тебе баул? Положи телефон и помаду в изящную сумочку и вперед! 

    1.jpg 

    Екатерина Казанина ©

    Фото: Ольга Губа для проекта #girlswhoinspire