Ольга Шеповальникова
Francophile. Guide. Декоратор, хозяйка магазина декора для дома Steel Alive. Эксперт по домашнему уюту и красоте! 

Instagram  Facebook  VK 
написать письмо: olga@steel-alive.ru


  • Кобальтовая клетка

    Опубликовано в 00:00 am, 16 Мая 2017

    Что может быть прекраснее чаепития в стильных интерьерах лобби отеля "Астория", да еще и под рассказ о легендарной "Кобальтовой клетке" Императорского Фарфорового Завода? Ольга Шеповальникова,  наш эксперт по домашнему уюту, о прекрасных символах Петербурга и своей любви к Императорскому Фарфоровому Заводу. 


    Чаю? Это как объятия. Только в чашке.(с)


    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Я сидела на собеседовании с директором по персоналу Императорского фарфорового завода, мы перебрасывались формальными вопросами-ответами. Главная привлекательность позиции для меня заключалась прежде всего в имени и значимости места, в котором предстояло работать, в возможности соприкоснуться - в самом прямом смысле (в чем я убедилась позже) - с историей. В остальном я, признаюсь, сильно сомневалась. И тут как раз очередь дошла до того самого сокровенного вопроса, которого опасается, кажется, большинство собеседуемых: "Почему Вы хотите работать именно у нас?"

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    А мне и ответить-то нечего, кроме пафосного, впрочем совершенно искреннего и банального про того, как я люблю фарфор, какой мне кажется честью работать в таком прославленном месте, рядом с настоящими мастерами, художниками и видеть процесс создания предметов искусства своими глазами...

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.comЯ смутилась и не зная, как бы небрежнее ответить, не выдавая своей чувствительности, сказала что-то вроде: "Ну если бы это был колбасный или вино-водочный завод, вряд ли бы меня привлекла аналогичная позиция, а работать на фарфоровом производстве сочту за честь, для меня персонально это открывает новые возможности и знания..." Кажется, моя собеседница не ожидала такого дурацкого ответа в стиле девочки-отличницы, но, тем не менее, в конце беседы я получила предложение о работе.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Бисквит, глазурь... фарфоровое производство славится аппетитными названиями, поэтому особенно приятно рассказывать о нем, наслаждаясь чайной церемонией из красивого сервиза в изысканных интерьерах лобби отеля "Астория".

    Тем более, что там его сервируют в чашках с лаконичным и сдержанным, но узнаваемым темно-синим рисунком "Кобальтовая клетка", ставшим неотъемлимой частью фирменного стиля гостиницы, которая сама, в свою очередь, считается поистине "петербургской".

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Кобальтовая серия, да в общем и сам Императорский фарфоровый завод, на котором она родилась, тоже давно воспринимаются символами Санкт-Петербурга, поэтому этот союз кажется очень органичным. Еще бы:

    завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше Эрмитажа!) и с первых дней выполнял заказы царской семьи. Более того, Николай I посчитал, что образцы его продукции достойны изучения и копирования и распорядился создать музей при заводе.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Автор  "Кобальтовой клетки", художник ИФЗ, Галина Шуляк, вспоминает: «Кобальтовая краска, изначально черная, после обжига становится синей. Сначала появился черный рисунок, который трансформировался в синюю клетку и придал белоснежным и легким фарфоровым изделиям видимую строгость. Такой и наш Петербург. С виду строгий и холодный, но внутри теплый, гостеприимный. На тот момент, когда я сделала этот сервиз (1999г.) на заводе появилась директор ресторана «Астории». Ей он очень понравился, и она сразу заказала чайный ассортимент. Я рада, что он попал в руки этой гостинице, которая встречает значимых гостей нашего города. Такое успешное начало тиражирования сервиза получило дальнейший толчок к развитию этого рисунка на предметах ассортиментной линейки. Я с удовольствием посвящаю этот сервиз всем тем, кто работает в этой гостинице».

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Проработав некоторое время на ИФЗ и познав все многообразие выпускаемой продукции, лично я отдаю свои особые симпатии костяному фарфору. Легкому, полупрозрачному, с минимумом декора. К тому же, мне посчастливилось работать с дамой, которая много лет назад была одной из тех, кто разрабатывал уникальную технологию костяного фарфора и получила за нее Государственную премию в области науки и техники. Обладая невероятными знаниями в этой области, она рассказывала нам, молодым сотрудникам, разные премудрости, тонкости и секреты работы с фарфором.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    От обычного, изготовленного по классической технологии, костяной фарфор отличается повышенной белизной, тончайшим слоем глазури и воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием "яичная скорлупа". Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладает достаточной механической прочностью, а при постукивании издает приятный звон.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Родиной костяного фарфора считается Англия. В России он впервые появился сравнительно недавно, в 1968 году. И, кстати, по сравнению с английским, был более тонким и звонким. Как вспоминают старожилы завода, поначалу они слышали много упреков - что, мол, создают бумажные чашки, настолько они были тоненькие и изящные. Судите сами - толщина стенок была всего 1 миллиметр!

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com
    Исходные компоненты костяного фарфора следующие: глина, каолин, полевой шпат, кварц. А вот прочность и белизна достигается за счет добавление особого компонента - золы из костей крупного рогатого скота. В то время, экономически это был супер выгодный вариант, потому что использовались отходы пуговичного производства, то есть из костей сначала делали пуговицы для различной спецодежды и наволочек с пододеяльниками, а уже остатки перемалывали на золу и добавляли в фарфоровую массу. Собственно отсюда и название этого вида фарфора - костяной.
    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Еще один секрет - особый режим обжига. Необходимо сохранить тонкий и хрупкий полуфабрикат... Поэтому первый обжиг (а обжига фарфоровых изделий всегда два) проводится при температуре аж в 1250 градусов, обеспечивающей полное "спекание" фарфорового черепка. После этого изделие глазуруют и отправляют на повторный обжиг уже при более низкой температуре.

    Сегодня этот технологический процесс выглядит понятным и естественным, но в конце 60-х годов прошлого века это было маленькой технологической революцией...

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Новый цех костяного фарфора заработал в апреле 1969 года, а уже в мае этого года была получена первая партия продукции. В честь этого события первую чашку так и нарекли "майской". А к слову, сервиз "Кобальтовая клетка", из которого мы пили чай в "Астории" , создан на основе формы "Тюльпан" (и это твердый фарфор): раньше вся кобальтовая роспись выпускалась строго на этой форме и исключительно для чайных сервизов.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    И опять же, с технологической точки зрения это была новация того времени - подглазурная роспись кобальтом. Технологам ни один год пришлось потрудиться, чтобы освоить, например, массовый выпуск знаменитой «Кобальтовой сетки».

    Раз я начала рассказ со слова "глазурь" и оно снова появилось в повестовании, то стоит расшифровать: фарфор обычно покрывают глазурью, а непокрытый - называют бисквитом. Затем фарфор расписывают двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    При подглазурном расписывании краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается в печи. Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    В процессе производства до каждого изделия  касаются десятки рук десятки раз: это крайне кропотливая, ручная работа, и когда своими глазами наблюдаешь это, видишь людей, которые ежедневно вкладывают свой труд и душу, возникает восхищение и любовь к таким вещам. 

    "Кобальтова клетка" Ольга Шеповальникова на www.girlswhoinspire.com

    Но чем сто раз описывать, лучше один раз попробовать чай из чайника / чашки, произведенных в Санкт-Петербурге на Императорском фарфоровом заводе.

    фото: Лександра Суворова для #girlswhoinspireproject