Екатерина Казанина
Журналист, блогер, PR-специалист,  мама трех мальчиков, жена одного архитектора. Мое любимое занятие - говорить с вдохновляющими меня людьми - цельными, самодостаточными и настоящими, заряжаться от них энергией и  делиться ей дальше, уже со своими читателями. 

Instagram Facebook VK
написать письмо: hello@girlswhoinspire.com
позвонить: +7 911 907 99 06

  • Том Хоффманн "Как понять акварель"

    Опубликовано в 00:00 am, 08 Июня 2017
    Акварель сейчас стала настоящим трендом: все хотят научиться рисовать и делать это также изящно, как мастера акварельной иллюстрации. Однако несмотря на легкость и воздушность, это не самая простая техника, не каждому под силу с ней справиться на раз-два! А теперь внимание,  хорошие новости: появилась книга, которая поможет освоить акварельную технику и научиться кое-чему новому! Читаем рецензию Екатерины Казаниной на книгу Тома Хоффмана "Как понять акварель"
    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Что нас волнует в самом начале творческого пути? Границы собственной свободы. Том Хоффманн - опытный художник и преподаватель,  он отлично понимает, как обьяснить новичку, что такое баланс между смелостью и осторожностью, где рискнуть и попробовать, а где воспользоваться предельно четкой пошаговой инструкцией.

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com
    Чем меня восхищает Том Хоффанн? При всей своей «творческости» он умеет разложить сложное на атомы и обьяснить, как добиться того или иного эффекта. Я читала книгу и удивлялась, как последовательно он идет по акварельным факапам всех новичков: ну да, я тоже не знаю, с чего именно начать, как выглядит картинка в целом и сколько слоев «достаточно», где имеет смысл оставить белый непрокрашенный участок, когда остановиться, набирая влажность, какую часть действительности брать «в кадр», а какую оставить в покое и вообще как все спланировать так, чтобы не испортить первоначальный замысел?
    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Забавно, но мы считаем, что вполне логично начинать именно с акварели — даже дети в три года берут в руки что? Правильно, какие-то простые акварельные наборы в 10-12 цветов, и упражняются в красивых разводах, прозрачных переходах и смешивании тонких оттенков. Однако акварель краска капризная и требует понимания своей природы — как в бальном танце,знаете — вы, конечно же, порхаете и удивляете грацией, и кажется, что все это природное, неотьемлемое, присущее именно вам, но по факту ваши танцевальные экзерсисы затянуты в жесткий корсет техники — научились, ну а теперь импровизируйте!

    Эта обманчивая спонтанность и есть причина, по которой многие останавливаются, не веря в успех и себя.  

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Однако, есть и хорошие новости: если не бежать впереди паровоза, а действовать по подсказкам автора и анализировать то, что вышло, прогресс неизбежен!

    Очень полезно понимание, что акварельный рисунок — это равноправное взаимодействие трех компонентов: бумаги, краски и воды. И если понимать, как ведет себя бумага, как наслаивается краска «по-мокрому» или «по-сухому», то комбинации этих факторов-таки дадут искомый результат! Уверенность — вот что вы приобретаете, занимаясь по этой прекрасной книге.

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Итак, разберем на части тот путь, который автор предлагает пройти вместе:

    Во введении он бегло перечисляет базовые понятия, с которыми придется работать: тон, влажность, цвет и композиция! и самое главное, что вы извлекаете из этой части: наугад и наобум действовать не получится. Эта спонтанность — результат спланированных и продуманных действий и взвешенных решений.

    Ну а дальше, собственно, идем по плану, предложенному Томом:

    • переводить образ на язык акварели (реальная жизнь и рисунок не одно и то же)

    • распознать то, что рисовать не нужно

    • видеть слоями

    • определять тон

    • контролировать влажность

    • использовать возможности цвета

    • интуитивно намечать композицию

    • стать собственным учителем

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Мне представляется важным, что автор решил начать с феномена «декодирования»: привычная жизнь — одно, а мир чистых форм — другое, и мы немного искажаем реальность, рисуя акварелью. Тут надо отделить зерна от плевел и спросить себя: что именно меня привлекает в предмете, что здесь важно, а что второстепенно? То есть мы упрощаем, избавляемся от лишнего, оставляя лишь первостепенное. Анализ и есть наше оружие: разница между планами, в каком соотношении находятся разные формы, где важно выделить фактуру, а где можно ее "замылить"?

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    В вопросе «с чего начать» ответ один: двигаться от общего к частному, не увлекаться деталями. Тональный эскиз — наше все: массивные заливки цветом и понимание тона — то, что доктор прописал! Особенно это чувствуешь, когда разглядываешь урбанистические пейзажи и городские акварели — вот уж не знаешь, за что хвататься, с чего начинать и чем заканчивать!

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Вообще отличный совет от Тома — избегать конкретики как можно дольше, откладывать детализацию на потом, когда с основой «все ясно». Я держу в голове образ-ограничитель:  человек с близорукостью в минус 10 и картинка на этом этапе должна выглядеть как размытое нечто для того, кто забыл дома очки))))

    Еще одно важное откровение: у каждого мазка должна быть своя цель. Это обычно трудно понять таким импульсивным натурам, как я.

    Хорошая история с предварительным эскизом: нарисовать грубые формы, распределив нагрузку по листу ( у Тома, кстати, даже эти этапы предельно живописны!), а потом сделать трехслойный мини-эскиз.

    Помню похожее упражнения на курсе фэшн-иллюстрации в Клевер-студии: рисовать обьемы тушью, тогда все основное и придающее темп, движение и характер, остается на бумаге, а все лишнее там просто не может появиться. А про точность передачи вообще забудьте, да-да (Том повторяет это на протяжении книги несколько раз)!

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Я, конечно, долго пыталась осознать важность работы с тоном, соотношением разного и не уверена, что нащупала какой-то алгоритм, но мне нравится, что я хотя бы думаю об этом в процессе!

    Влажность бумаги вообще отдельный экшн для меня: как легко все испортить, разлив лишнего, или «затереть» всухую довольно симпатичный поначалу участок! Том  просит: старайтесь реже набирать воду на кисть, и тогда будет сложнее переборщить! Мне очень нравится, что такие рутинные процедуры, как наложение краски в несколько тонов у Тома расписаны предельно четко и эти шаги увлекательно выполнять.

    Мне также импонирует вольная интерпретация цвета — автор настаивает: цвет не должен быть натуралистичным, его задача — создавать верное настроение , поэтому смело утрируйте его, меняйте насыщенность, ослабляйте и вообще действуйте как вам кажется правильным, не пытаясь повторить то, что видят ваши глаза в реальном мире, правдоподобный не всегда «правильный». Но для начала все-таки не забудьте определиться с самым сильным цветом и попытайтесь «плясать» от него.  С композицией та же история: кто сказал, что наша задача 100%-но повторить замысел природы? Разбейте увиденное на простейшие формы, выделите главное и перенесите на бумагу, не увлекаясь деталями. 

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    И последнее — умение учиться у самого себя. Том советует не отстраняться от неудачной работы, а внимательно ее проанализировать, задать вопросы и понять, в чем проблема, и какие приемы были удачными. Это поможет двигаться вперед и развиваться.  

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    Книга окрыляет и вдохновляет как в широком, творческом смысле (вы как будто смотрите на себя и все, что делаете, под другим углом, более аналитично) и в практическом ракурсе: автор дает предельно четкие советы, касающиеся важных аспектов ( задействуйте углы, закрывайте лист поэтапно, поднесите картину к зеркалу, чтобы оценить соотношение формы и содержания). 

    Том Хоффман "Как понять акварель", рецензия Екатерины Казанинрой на www.girlswhoinspire.com

    С книгами подобной направленности часто случается зацикленность на технических аспектах, и многим становится скучно следовать пошаговым инструкциям, но не в этом случае:  «Как понять акварель» - издание роскошное, и содержание очень гармонично форме. Книга проиллюстрирована шедевральными примерами, разглядывая которые можно многое увидеть и обьяснить самому себе. Более того, когда анализируешь действия автора и понимаешь, как он делает это, возникает (возможно иллюзорное) ощущение: я все понял, я тоже так могу!

    Поэтому от души рекомендую этот мануал к изучению и, конечно же, я буду к ней периодически возвращаться сама, чтобы наращивать навык и продвигаться в искусстве общения с акварелью. Как большинство изданий МиФ, эстетика тут на высоте: ее приятно держать в руках, наслаждаться иллюстрациями, перечитывать и дарить лучшим друзьям! 

    А пока я ушла за новой партией акварельной бумаги, расскажите, какие книги вам помогли развить свои рисовальные навыки?