Екатерина Казанина
Журналист, блогер, PR-специалист,  мама трех мальчиков, жена одного архитектора. Мое любимое занятие - говорить с вдохновляющими меня людьми - цельными, самодостаточными и настоящими, заряжаться от них энергией и  делиться ей дальше, уже со своими читателями. 

Instagram Facebook VK
написать письмо: hello@girlswhoinspire.com
позвонить: +7 911 907 99 06

  • Алена Долецкая: курс по глянцевой журналистике

    Опубликовано в 11:43 am, 04 Июня 2015
    Случаются такие события, которые ты не в состоянии "охватить" -  осознать и проанализировать масштаб влияния сразу.Я листаю свой вдоль и поперек исписанный блокнот и не могу поверить, что все это теперь в моей светлой голове. aliona_doletskaya_tkyrs_20111.jpg Я обожаю Алену Долецкую - мне нравится ее стиль, культура, выверенность и четкость. С одной стороны - бескомпромиссность, с другой - умение дружить и налаживать диалог с самыми сложными персонажами, ее отношение к делу. И я в некотором психозе собиралась на курс, задавала сама себе разные вопросы: зачем я иду, что я хочу узнать, нужно ли мне все это, что это даст. aliona_doletskaya_tkyrs_23111.jpg Вероятно, есть люди, которые в состоянии ответить на эти вопросы точно и сразу. У меня же в голове было исключительно интуитивное "мне туда надо". К тому же я всегда ведусь на личность - а тут такой харизмат, такая личность. aliona_doletskaya_tochilka_20111.jpg Самое забавное, что все волнение куда-то улетучилось, как только она зашла. Без расшаркиваний и словоблудия, - началась работа. Каждая минута приносила пользу, каждое слово было важным. aliona_doletskaya_tkyrs_11111.jpg Не было в этом ни капли высокомерия и халтуры. Были профессионализм, желание помочь, дать, поделиться, вдохновить. И требовательность - в первую очередь, к самой себе. Насколько этот человек тонко чувствует слова, интонации, как точно отбирает важное, как анализирует происходящее и расставляет акценты, какое удовольствие получает от своей работы и насколько осознает свою роль в глянцевой пищевой цепочке. aliona_doletskaya_tochilka_9111.jpg Она говорит, а ты  понимаешь, что глянец - это не про шмотки, рекламу, селебрити и деньги. Это кристально-чистый, детально проработанный, искусно поданный интеллектуально-творческий продукт, в котором важно все: обложка, заголовки, содержание, выносы, фотографии, шрифты и реклама, но самое главное - интеллект команды. aliona_doletskaya_tochilka_3111.jpg Делать глянец непросто. Делать глянец качественно могут немногие. Делать глянец надо, зная историю жанра и будучи образованным человеком. Я, наверное, бесконечно буду перебирать слова и факты, а также продолжать делать выводы из всего, что услышала там. Попытаюсь хотя бы в хронологическом порядке обобщить: 1. Глянец возник в Америке и именно оттуда происходят его лучшие образцы. Чтобы понимать, как работает этот жанр, нужно очень много знать. 2. Глянец всегда отражает то, что происходит в стране. В начале двухтысячных, в эпоху расцвета, было нормой иметь 400-500 редакционных полос и за неделю изобретать контент еще на 200, просто потому что рекламный отдел продал больше, чем планировал. В кризис глянец худеет и это нормально. Глянец существует в определенных рамках: всегда отражает портрет аудитории, опирается на рынок рекламодателей и имеет четкую идентичность (ДНК) - весь контент фильтруется этими составляющими. Хорошее упражнение, чтобы понять это самое identity - придумать слоган к журналу. 3. Глянец не имеет смысла сравнивать с цифровым форматом, потому что Haute couture никогда не уйдет из глянца, они не могут друг без друга жить. Алена рассказала историю нескольких успешных печатных изданий, пришедших в Россию, то, какими крутыми могут быть digital-проекты, а также всевозможные интеграции жанров и форм. 4. В журнале важно все: лого, заголовок, интро, макет. Понятно, что лого журнала находится там, где его лучше всего видно в ларьке. Справедливо, что контент формирует и реклама в том числе - рекламодатели особенно ценят правую полосу , хотя и тут случаются нестандартные истории: Джанни Версаче, к примеру, как-то скупил левые подвалы на 2 года вперед и этим себе обеспечил интересную позицию. Содержание (оглавление) может все испортить или наоборот, добавить очков. Мы рассмотрели примеры абсолютно никудышных содержаний, проанализировали фиаско и победы именитых изданий. aliona_doletskaya_tkyrs_12111.jpg 5. Придумать хороший заголовок - искусство. Не рассказать все секреты в интро - вызов для журналиста. Вынос должен "разговаривать" с картинкой. Сам текст в итоге должен отвечать на вопрос "зачем?". Писать о вещах невероятно сложно - чтобы получить текст о вещи, нужно найти человека, который за ней стоит. Резвиться со словоформами нужно осмысленно - сейчас, к сожалению, немногие могут похвастаться речевой дисциплиной и уважением к языку. IMG_6776.JPG 6. Первый день закончился заданием пойти в гастрозаведение и написать рецензию - вкусно, интересно и по всем правилам глянца! Я заскочила в ресторан "Любовь" на Петроградке и настрочила довольно саркастичный текст с предположением, что проживет она, как и положено любви, 3 года, не больше. Грусть заключалась в том, что я перепутала адрес и моя работа не была прислана вовремя, а следовательно, я не смогла получить публичный комментарий. "Поезд уехал" - говорила Алена всякому, кто не вовремя задавал вопрос или упускал шанс. Справедливо. aliona_doletskaya_tkyrs_7111.JPG Наутро мы вновь собрались на Невском 8 и занялись разбором полетов. У каждого были распечатки всех работ с правками Алены - она безбожно зачеркивала все лишнее, сокращала, упрощала. Комментировала и предлагала свои  идеи (меньше пустых слов, берите говорящие и живые фото, выкидывайте все лишнее, избавляйтесь от неуместных восклицаний и многоточий). Чувствовалось ее внимание к каждому, интерес и, конечно же, раздражение на неточности и безграмотность. Никто не обижался - люди заплатили за то, чтобы услышать эти слова. Как проверить свой текст на фуфло? Отложить на час, а потом прочитать самому себе - сразу вылезет все неприглядное, второстепенное, неважное. aliona_doletskaya_tkyrs_1111.jpg 7. Я очень ждала разговора об интервью, потому что очень люблю своих girls who inspire. Грамотное интервью - это труд, в котором важна подготовка, отсев, работа над структурой и драматургией, умение выстроить разговор так, чтобы человек открылся и добровольно рассказал все то, что другому не расскажет. Интервью должны быть только живыми именно потому, что последний пункт, благодаря вылизанным pr-текстам недостижим. aliona_doletskaya_tkyrs_17111.jpg Мы узнали о разных типах собеседников, о том, как подобрать к ним ключики. О разных интервьюерах и их манере работать - даже великого Познера, оказывается, можно разложить на атомы). Потом была пресс-конференция с Данилой Козловским. Один парень изображал Данилу в добром здравии, а другой - в цинизме и мизантропии. Очень простой урок мы извлекли: пока вы выжидаете, формулируя вопрос, время идет, и конкуренты успевают получить то, что нужно, а собеседник "закрывается". "У нас тут не институт благородных девиц, - жестко осаживает Алена. Ваша задача сделать дело - принести пару достойных цитат. Представьте, что вы солдат и у вас задание". aliona_doletskaya_tkyrs_16111.jpg 8. Потом началось волшебство. Я даже зафиксировала у себя трясущиеся коленки - боялась нарушить гармонию. Мы говорили о фотографии. МайзЕл (Алена заставила трижды повторить ударение), Кляйн, Лейбовиц, Линдберг - мы анализировали фото и авторскую манеру, как повлияли их работы на развитие глянца. В голове рефреном возникала мысль о высокой планке, о том, как важно окружать себя качественным, честным, высококлассно-первосортным, и не давать себе скидку на "устал", "как-нибудь прокатит", "в следующий раз сделаю что-то получше" - здесь и сейчас - это все, что у нас есть. Здесь и сейчас надо выдавать максимум. 9. Алена акцентировала внимание на том, что в съемках для глянца тон задают стилисты и именно им принадлежит слава громких обложек и эффектных рекламных кампаний. Стилисты - посредники между журналом и фотографом, они ответственны за идею, концепцию и детали, они направляют фотографа к цели. Мы узнали о стадиях работы с визуальным контентом в журнале (storyboard и moodboard). Поговорили и о великих: Грейс Кодингтон, Карин Ройтфельд, Кэти Гранд, Карл Темплер (я собралась препарировать каждого, так мне захотелось узнать о них больше!) aliona_doletskaya_tochilka_5111.jpg 10. Вечером мы получили задание разбиться на команды и проработать свой проект. На следующий день сделать презентацию: название, редакционная политика, стиль, рубрики, утп, pitch для рекламодателя. aliona_doletskaya_tkyrs_18111.jpg Мы взяли идею своей коллеги Саши Дудаевой из Уфы - она планирует запуск журнала о еде и культуре общения. И технично разобрали роли, продумали контент - было непривычно работать с людьми, которых ты не знаешь и делать проект, который тебе не принадлежит (я тяжело переношу все эти командные мозговые штурмы, предпочитая играть в одного или отвечать за какое-то уникальное направление) - но это был интересный опыт, даже с точки зрения наблюдения за людьми. aliona_doletskaya_tochilka_11111.jpg Мне понравилось, как мы сработались, как выровняли манеру общения и что в итоге придумали. Я поведала о том, что для подобного издания очень важно формировать и поддерживать комьюнити в регионах и предложила стратегию работы, которую Алена одобрила и отметила в комментариях. aliona_doletskaya_tochilka_8111.jpg Другие команды озвучили интереснейшие идеи: digital-истории,  формат реалити-шоу, а также fashion-газеты - это было так круто и удивительно, чувствовался драйв и плотная концентрация креатива в воздухе, каждый заражался энтузиазмом коллег. aliona_doletskaya_tochilka_4111.jpg Потом мы говорили о позиции редактора, о том, что такое команда и как она влияет на конечный результат. Суть речи Алены в  том, что авторитет и власть - разные вещи. Вас могут назначить главредом чего угодно, но если вы не имеете авторитета в профессиональном сообществе, то все это бессмысленно. О том, что лидерство - это в первую очередь ответственность - важно осознать, что вы все берете на себя, за все отвечаете, мотивируете команду, вместе достигая целей и делая уникальный, ювелирной точности и красоты продукт. Алена поделилась списком книг, которые нужно кровь из носу прочитать, и я намерена пройтись по всем. Потому что я хочу расти, развиваться, делать хорошее дело и быть профессионалом. aliona_doletskaya_tochilka_7111.jpg И я говорю спасибо Жене Овчаренко за это удовольствие и счастье - провести три дня именно так: интересно, содержательно, вдохновенно и очень полезно! Я уже написала в инстаграме о том, что эти три дня дали мне больше, чем все время обучения на факультете журналистики - это не громкие слова, сказанные из лести Алене и организаторам. Это, к сожалению и к счастью - правда. Такой КПД мало где найдешь, и я уверена, что буду вспоминать это время как самое счастливое еще долго. aliona_doletskaya_tochilka_19111.jpg И последнее: утром в понедельник (как вы помните, мой поезд уехал) я получила на e-mail письмо от Алены: "Вы прекрасно справились с заданием. Текст едкий и смешной. При этом про заведение все ясно. Такой текст хорошо бы смотрелся в бойком городском еженедельнике...."и т.д - я читала и испытывала невероятную гордость и чувствовала, какая за всей этой жесткостью стоит культура, чуткость, доброта и человечность.

    Фото: мои и Анна Бриг